Практически каждый ребенок с расстройством аутистического спектра время от времени демонстрирует «неприемлемое поведение». И практически каждому ребенку с РАС можно помочь справиться с этой проблемой.
Все мы уникальны и каждый из нас обладает совокупностью самых разных качеств, вне зависимости от того, есть у нас особенности в развитии или нет. Поэтому у каждого ребенка в спектре будет свой набор негативных поведенческих паттернов. Однако, можно выделить наиболее распространенные из них виды:
1. Истерики;
2. Самоповреждающее поведение;
3. Агрессивное поведение;
4. Убегание;
5. Швыряние предметов и разрушение;
6. Поедание несъедобных предметов;
7. Избыточное вокализирование и крики.
Чаще всего, проблемное поведение у детей с аутизмом — это стратегия совладания с неким дискомфортом, которая сформировалась в результате отсутствия навыков, способных эффективно решать возникающие проблемы.
Что делать?
Шаг первый: Определить виды проблемного поведения, которые требуют изменения.
Проблемное поведение возникает потому, что ребенок не знает, как по другому сообщить вам о своих потребностях. В разных ситуациях он скорее всего будет действовать по-разному. Поэтому, на первом шаге, необходимо составить список всех форм сложного поведения, которые вы хотели бы изменить от наиболее опасного до наименее распространенного.
Шаг второй: Определить, что запускает проблемное поведение.
Поиск триггеров не такое простое дело, как может показаться в начале. Иногда настоящая причина маскируется (ребенок может отказываться заходить в кабинет для занятий, потому что яркий флуоресцентный свет сенсорно его перегружает, а мы думаем, что он не хочет заниматься). Надо внимательно отслеживать поведение и фиксировать все результаты своих наблюдений в дневник.