Ограниченные возможности здоровья, ОВЗ – термины и определения
Ограниченные возможности здоровья или особенности здоровья у детей встречаются довольно часто. Статистика ВОЗ говорит, что в мире около 13% детей имеют ОВЗ, в том числе у 10% имеются физические и психические недостатки, а у 3% – недостатки интеллекта. Это касается почти каждой пятой семьи и в России, и в других странах.
ОВЗ — это термин педагогический, а инвалидность — медицинский термин, при этом дети с ОВЗ могут быть признаны инвалидами или не признаны. ОВЗ расшифровывается в законе № 273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в РФ», где указывается, что человек с ОВЗ может иметь недостатки физического или психологического развития. Такие недостатки могут быть постоянными или временными, врожденными или приобретенными.
Конкретные особенности развития детей определяются медработниками и подтверждаются психолого — медико — педагогической комиссией (ПМПК). Все лица от рождения до 18 лет должны иметь возможность на образование и социализацию в обществе. Для деток с ОВЗ создаются особые программы для обучения и адаптации, а также специальные условия, подходы, учебники, материалы и т.д.
Мы стараемся создать инклюзивное общество (подробнее про термин инклюзия читайте в этой статье) и должны быть терпимее, внимательнее и человечнее к тем, кто нас окружает. Всем людям, работающих в образовательных учреждениях нужно стоит знать категории ОВЗ, ведь они работают с детьми и должны постоянно повышать свой профессиональный уровень.
Введена классификация ОВЗ для организации процесса обучения детей с учетом их особенностей. Согласно классификации по Лапшину и Пузанову, существует 8 категорий ОВЗ:
- Нарушения слуха. Это глухие детки с рождения, оглохшие в сознательном возрасте или слабослышащие. Они с трудом воспринимают или вообще не воспринимают речь обоими ушами.
- Нарушения зрения. Сюда относят слепых и слабовидящих. Острота зрения может быть разной на обоих глазах (0…80% с коррекцией очками), может присутствовать ограничение поля зрения (остаточная 10-15%). Такие дети не могут пользоваться глазами для познавательной деятельности.
- Нарушения речи. В эту группу входят логопаты.
- Нарушения опорно-двигательного аппарата (ОДА). Сюда входят разные двигательные расстройства органического и периферического происхождения. Могут иметь врожденный или приобретенный характер. Это нарушения координации, проблемы с объемом и силой движений, их темпом.
- Умственная отсталость. Одно из самых распространенных отклонений. Характеризуется нарушением интеллектуальной работоспособности ребенка.
- Задержки психического развития (ЗПР). К этой категории относят деток со стойкими и необратимыми нарушениями психического развития.
- Нарушения поведения и общения. Наиболее часто социальные навыки и коммуникация нарушены у деток с аутизмом. Особенность относится к психическим, но в плане обучения ее рассматривают отдельно.
- Комплексные нарушения психофизического развития. Сюда относятся дети со сложными, комбинированными дефектами. Например, слепоглухонемые, глухие с умственной отсталостью и т.д.
Выделяют 4 степени тяжести нарушения здоровья у ребенка младшего возраста:
- Легкие и умеренные поражения функций организма. Иногда детям с первой степенью дают инвалидность. Но при должной реабилитации у них есть возможность восстановиться.
- Патология значительна, соответствует 3-й взрослой группе инвалидности. Даже при интенсивной реабилитации функция организма до конца не восстановится.
- Поражения проявляются в значительной мере, функции и потенциал ребенка серьезно ограничены. Степень соответствует 2-й группе инвалидности у взрослых.
- Ребенок не может нормально функционировать в обществе. Патология не вылечится, реабилитация малоэффективна. При 4-й степени медики стремятся не допустить ухудшений.
Чтобы устроить ребенка в образовательное учреждение, нужно прийти с медсправкой. На основании диагноза и имеющихся у ДОУ ресурсов, решают, смогут ли принять ребенка, подходят ли для него условия.
Также стоит упомянуть, что Британский Минздрав ввел трехзвенную шкалу ОВЗ классифицировать по ступеням :
- Недуг – утрата либо аномалия (функции, физиологической или психологической структуры);
- Дефект – потеря возможности действовать так, как могут остальные люди;
- Недееспособность (инвалидность).